Как воссоздавалась интеграция на постсоветском пространстве

Крах СССР надорвал экономические и человеческие связи, исторически имевшиеся на общем пространстве Евразии. Восстановить их – но при этом не повторяя ошибки Советского Союза – стало одной из задач России в последние десятилетия. Был предпринят целый ряд шагов и создано несколько организаций – и именно в последнее время удалось достичь на этом пути реальных успехов.

8 декабря 1991 года руководители советских республик – РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР, собравшись на переговоры в Беловежской Пуще, признали факт прекращения существования Советского Союза. Хотя российские власти были готовы пойти на сохранение СССР в «обновлённой форме», создания чего-то вроде конфедерации, позиция Украины была однозначной: никакого Союза. Влиятельный американский политик и учёный Збигнев Бжезинский не раз отмечал, что ключевая роль в распаде СССР на этом этапе отводилась американскими стратегами Украине: «Именно действия Украины – объявление ею независимости в декабре 1991 года, её настойчивость в ходе важных переговоров в Беловежской Пуще о том, что Советский Союз следует заменить более свободным Содружеством Независимых Государств, и особенно неожиданное навязывание, похожее на переворот, украинского командования над подразделениями Советской армии, размещёнными на украинской земле, – помешали СНГ стать просто новым наименованием более федерального СССР. Политическая самостоятельность Украины ошеломила Москву и явилась примером, которому хотя вначале и не очень уверенно, затем последовали другие советские республики» (Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). М. 1998. С. 115).

Союзное руководство попыталось принять срочные меры. Непосредственный участник событий Сергей Шахрай рассказывал: «Узнав о произошедшем, М.С. Горбачёв сразу обратился к армии. Он вплоть до своей добровольной отставки 25 декабря 1991 года обзванивал командующих округами, просил поддержку у маршала Е.И. Шапошникова. Но военные не откликнулись» (Шахрай С.М., Станских С.Н. Мифология распада СССР // Журнал российского права. 2010. № 1 (157). С. 131). После этого события органы власти СССР ещё продолжали некоторое время работать по инерции, но неизбежный процесс деконструкции Советского государства начался. Общественность тогда воспринимала это как неизбежность. В 1991 году СССР находился в глубочайшем кризисе, отчего многие граждане страны связывали происходящие перемены с надеждой на лучшее.

Меж тем выстроенные в СССР сложные цепочки поставок сырья и энергии, производства продукции и сбыта её на внутренних и внешних рынках неизбежно требовали сохранения связей между независимыми государствами, образовавшимися на постсоветском пространстве. К такой интеграции были готовы не все бывшие республики. Эстония, Латвия, Литва и Грузия взяли курс на принципиальный разрыв с СССР даже ценой разрушения собственной экономики. И если для прибалтийских республик это отчасти окупилось интеграцией в Европейский союз и экономической помощью Запада, то для Грузии принятое решение стало экономической катастрофой, последствие которой её граждане ощущают до сих пор. Прочие страны бывшего СССР соглашались с необходимостью интеграции в той или иной степени, хотя слова зачастую расходились с делами.

Независимая газета, 5 декабря 1991 года

Главным инициатором интеграционных процессов выступала Россия. Причём порой эта интеграция превращалась в скрытое субсидирование экономик сопредельных государств. Несмотря на это, в адрес РФ постоянно раздавались упрёки в проведении «имперской политики», хотя со стороны России неизменно заявлялось и заявляется об отсутствии желания восстановить СССР.

На протяжении периода после 1991 года в интеграции были достигнуты немалые успехи, а многие межгосударственные структуры, созданные после распада СССР, продолжают эффективно работать. Одновременно интеграция сталкивается с ограничениями – страны, ориентированные на Запад, испытывают желание интегрироваться в структуры ЕС, а в перспективе и войти в это сообщество, а страны, ориентированные на Восток, испытывают на себе влияние или Турции, или Китая.

СНГ как средство для развода

Первой интеграционной структурой на постсоветском пространстве стало Содружество Независимых Государств (СНГ), образованное в ходе подписания Беловежских соглашений. Стоит признать, что образование СНГ было во многом вынужденным, как минимум для Украины. Ведь большая часть граждан республик бывшего СССР была не готова к разрыву старых связей, поэтому сохранение надгосударственной структуры на месте СССР являлось политически оправданной декларацией: мы не разваливали Союз, вот он «обновлённый» Союз, в который теперь входят независимые государства. В наименовании новой структуры сразу ощущалась некая избыточность. Подчёркивалось, что это не Союз, а Содружество (то есть сразу отметалась идея о возможности создания каких-либо органов власти, хотя бы даже уровня конфедерации), особо отмечалось, что страны, входящие в это «содружество», являются «независимыми».

Фактически степень интеграции, заявленная в базовом документе «Соглашение о создании СНГ», не выходила за пределы деклараций. Обозначалось, что стороны «…будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства». Но органов, которые бы отвечали за реализацию такой политики, не создавалось. То есть степень интеграции СНГ изначально задумывалась значительно более низкой, чем у стран Европейского экономического сообщества, ещё до их преобразования в Европейский союз.

Но в 1991 году экономическая, политическая и культурная сила, связывающая республики бывшего Советского Союза, всё ещё была достаточно велика, чтобы те страны, что выступали за его сохранение «в обновлённом виде», поддержали решение о создании СНГ. Особенно важны интеграционные связи были для Средней Азии, республики которой до последнего момента поддерживали идею «обновлённого Союза». Руководитель Казахстана Нурсултан Назарбаев даже отказался принять участие в Беловежской встрече, выступив в поддержку сохранения СССР.

Средняя Азия уже тогда представляла регион с быстро растущим населением, которое было проблематично обеспечить за счёт внутреннего рынка труда. Поэтому единственным способом избежать социального взрыва в новых государствах была свобода миграции, позволяющая отправлять избыток рабочей силы в Россию. Кроме того, часть республик Средней Азии не имели собственных топливных ресурсов и поэтому нуждались в поставках из России.

«С 1992 года в Россию стали переезжать в массовом порядке представители коренного среднеазиатского населения – беженцы из Таджикистана, которые на родине имели основания опасаться за свою жизнь и здоровье из-за голода и гражданской войны. <…> Позднее выходцев из Таджикистана в Россию стали приезжать мигранты из Узбекистана и Киргизии, поток которых заметно увеличился с 2002–2003 годов, после того как Россия постепенно оправилась после кризиса 1998 года, а экономическая ситуация стала улучшаться <…>. Россия притягивала трудовых мигрантов, поскольку здесь постоянно росла потребность в рабочей силе» (Брусина О.И. Мигранты из Средней Азии в России: этапы и причины приезда, социальные типы, организации диаспор // Вестник Евразии. 2008. № 2. С. 68-70).

13 декабря 1991 года в Ашхабаде состоялось совещание глав Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении. Хотя лидеры республик Средней Азии не участвовали в Беловежской встрече, их интерес к Содружеству был не случаен и обусловлен экономикой. Пять государств Средней Азии выразили удивление, что решение о роспуске СССР и создании СНГ состоялось без их участия, заявили о готовности присоединиться к СНГ, но при условии вступления в число соучредителей организации, а также равенстве всех участников интеграционного процесса. Частью требований стало указание о необходимости завершить работу над заключённым 18 октября 1991 года «Договором об экономическом сообществе», подписанном Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном, при участии ещё действующего президента СССР Михаила Горбачёва.

Газета «Коммерсант» сообщала 16 декабря 1991 года: «Вдохновитель ашхабадского заявления Нурсултан Назарбаев, по слухам, узнал о сути происходящего в Беларуси либо на борту самолёта, либо сразу по приезде в Москву 8 декабря. Беловежский альянс президент Казахстана воспринял как удар по собственному престижу и заявил, что никогда не согласится на второстепенную роль. Но и предложение Ельцина стать четвертым соучредителем СНГ не принял. Вместо этого президент Казахстана предпочёл заручиться доверием ближайших соседей, что пригодилось для встречи в Ашхабаде, где «азиатская пятёрка», несмотря на новизну ситуации, выступила весьма слаженно: под принятыми документами подписались все без исключения».

По инициативе Назарбаева состоялась встреча, на которой была подписана Алма-Атинская декларация о присоединении к СНГ пяти среднеазиатских государств. В документе особо отмечалось, что Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием, столь велик был страх новых государств перед попытками восстановления СССР. Алма-Атинская декларация полностью отвечала своему названию. Она носила декларативный характер и не содержала никаких практических мер по созданию управленческой структуры СНГ, без чего никакая интеграция невозможна.

Единственным действительно важным решением было объявление о необходимости сохранения объединённого командования военно-стратегическими силами и единого контроля над ядерным оружием. Позднее к декларации присоединились Армения, Азербайджан и Молдавия. Грузия присоединилась к СНГ в декабре 1993 года после того, как экономическая ситуация там стала особенно тяжёлой. Но Алма-Атинскую декларацию эта страна не подписывала.

Далее начался длительный процесс организационного оформления структур СНГ, продолжавшийся до января 1993 года. Был учреждён высший орган Содружества – Совет глав государств. Каждое государство Содружества получало в Совете один голос, а решения принимались единогласно, то есть любая страна обладала правом вето. Это изначально определило характер СНГ как международной структуры, призванной лишь оформить цивилизованный распад СССР. Этот факт нашёл зримое подтверждение в Уставе СНГ, где целями существования организации провозглашались сотрудничество стран-участниц, международная кооперация и интеграция, обеспечение мира и безопасности, обеспечение свободного передвижения граждан и мирное разрешение споров и конфликтов.

Два государства (Украина и Туркмения) не подписали Устав СНГ – а, следовательно, юридически выбыли из состава Содружества. Но формальное отношение к СНГ привело к тому, что обе страны продолжали принимать участие в мероприятиях СНГ и даже подписывать различные документы. Туркмения же в 2005 году стала ассоциированным членом СНГ.

Устав определил, что степень интеграции в рамках СНГ определяется каждой страной – участницей Содружества. Это привело к тому, что все подобные обязательства стали приниматься в виде соглашений между странами и заметно отличались в каждом конкретном случае. «Идея создать экономический союз в составе 12 государств – членов Содружества по существу провалилась и начала трансформироваться в идею разноскоростной и разноуровневой интеграции. Это привело к регионализации постсоветского пространства и взаимодействию в формате «двусторонние связи плюс региональные союзы» (Косикова Л. Экономическое взаимодействие России со странами СНГ и реструктурирование постсоветского пространства: Новые условия, тенденции и задачи // Российский экономический журнал. М. 2003. № 11/12. С. 53).

Субсидирование Россией экономик стран СНГ

Инициативы интеграции стран СНГ постоянно сталкивались с серьёзной проблемой – воспроизводство прежних советских экономических связей было экономически невыгодно. Прежде всего главному поставщику ресурсов – России. «В 1991 году в СССР уровень цен относительно мировых составлял: по природному газу – 3%, по удобрениям – 5%, по цементу – 6%, по бензину и дизельному топливу – 9%, по нефти – 13%, по древесине – 17%, по прокату чёрных металлов – 25%. Наряду с другими факторами это во многом определяло сложившиеся хозяйственные связи. Изменение в соотношении цен на сырье и энергоносители, приближение их к уровню мировых, возросшие транспортные тарифы выявили неэффективность многих хозяйственных связей стран СНГ», – пишет экономист Николай Шумский (Шумский Н. Экономическая интеграция государств Содружества: Возможности и перспективы // Вопросы экономики. М. 2003. № 6. С. 125).

Поставки сырья уже в 1990-е годы превратились в средство скрытого субсидирования экономик стран СНГ. Россия фактически поддерживала экономику и социальную структуру соседних стран из-за опасений перед дестабилизацией обстановки в регионе бывшего СССР. К примеру, Киргизия и Таджикистан с 1995 года получали российское топливо без пошлин, что является формой косвенной экономической помощи, позволявшей держать низкие цены на энергоносители.

Если же мы посмотрим на данные по торговле России со странами Средней Азии, то в 1991 году Россия продавала туда продукции и сырья на 33 785 млн долларов, а покупала на 25 441 млн долларов. Затем объём товарооборота постепенно снижается, хотя существенный разрыв между поставками и закупками сохраняется все 1990-е годы. Этот разрыв как раз представляет собой субсидии местным экономикам, которые они не могли компенсировать экспортными поставками, так как товары и сырье, поступающие из стран СНГ, оказались малоинтересны для российского рынка.

Но даже существенная по объёму экономическая поддержка со стороны России (см. далее) не заставила страны СНГ склониться в пользу интеграционных процессов. В 1991 году Газпром предпринял робкую попытку создать единое предприятие, которое управляло бы газотранспортной системой России, Украины и Белоруссии, но соседи ничего общего с Москвой иметь в то время не хотели.

Говоря о субсидиях – явных и скрытых, прежде всего стоит привести пример с поставками газа. Согласно «Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о поставках природного газа и транзите газа через территорию Украины» от 20 августа 1992 года, РФ поставляла на Украину 70 млрд кубометров в год. При этом цена за тысячу кубометров составляла 333 рубля, в то время как цена кубометра газа при поставках в Европу составляла 2048 рублей за тысячу кубометров. Невероятная разница в цене.

Но даже низкая цена казалась украинской стороне неприемлемой, которая накапливала долги по газу перед Москвой. При этом Россия долгие годы вливала огромные средства в украинскую экономику, шантажируемая угрозами «отключить экспортную трубу».

Субсидированной остаётся цена на газ для Белоруссии, которая в 2022 году получает его по 128,5 доллара за тысячу кубометров, в то время как европейские цены в октябре 2022 года достигли 1387 долларов. Эксперты отмечают, что нормальное функционирование белорусской экономики сейчас полностью зависит от низкой цены на газ.

Значительную роль в экономической помощи России странам Средней Азии играет миграционная политика. По оценкам миграционных служб, в России на постоянной основе находятся несколько миллионов жителей Центральной Азии, заработанные деньги многие мигранты отправляют на родину – с 2013 по 2018 год совокупный размер переводов достиг 57,13 млрд долларов. В 2022 году, по данным МВД, в России находятся около семи миллионов трудовых мигрантов. Однако к этой цифре стоит прибавить 20-30% нелегалов.

Хотя в СНГ были образованы около 70 органов межотраслевого сотрудничества, в итоге именно переход к двусторонним связям и отказ от создания наднациональных управленческих и контрольных структур не позволили СНГ превратиться в нечто большее, нежели региональное содружество стран, объединённых лишь общим российско-советским прошлым. СНГ не стало не то что аналогом Европейского союза, но даже структурой, схожей с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, Ассоциацией регионального сотрудничества Южной Азии или даже раздираемой внутренними противоречиями Лигой арабских государств. Интеграционные успехи и достижения на территории бывшего СССР достались иной структуре – Евразийскому экономическому сообществу, образованному в 2000 году и радикально реформированному в Экономический союз в 2014 году.

Пожалуй, единственным реально работающим в наши дни институтом СНГ стала зона свободной торговли (ЗСТ). 15 апреля 1994 года страны СНГ (кроме Азербайджана и Туркмении) подписали соглашение о зоне свободной торговли. Между государствами соглашения должна была осуществляться беспошлинная торговля, отменялись тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле. Но документ погряз в многосторонних согласованиях. В результате многолетней работы соглашение довели до подписания лишь в октябре 2011 года.

В декабре 2015 года действие ЗСТ в отношении Украины было приостановлено в связи с исключительными обстоятельствами, затрагивающими интересы и экономическую безопасность Российской Федерации и требующими принятия безотлагательных мер.

Отдаление Грузии и Украины

Избрание в 2004 году президентом Грузии Михаила Саакашвили начало изменять отношение к СНГ в этой стране. Саакашвили начал быстрое сближение с США и ЕС, заявил об интеграции Грузии в структуры НАТО. 25 января 2006 года Саакашвили подписал указ о выходе республики из состава Совета министров обороны стран СНГ. МИД Грузии уточнил, что такое решение объясняется внешнеполитическим курсом республики. Страна взяла курс на вступление в НАТО, поэтому не сможет находиться в двух военных объединениях одновременно.

После начала военного конфликта «08.08.08» Саакашвили 12 августа 2008 года заявил о выходе Грузии из СНГ. Поскольку уведомление о выходе из СНГ, согласно уставу организации, осуществляется за год до момента выхода, Грузия официально покинула Содружество 18 августа 2009 года.

Статус Украины в СНГ всегда был предметом споров правоведов. С одной стороны, Украина не подписала Устав СНГ и таким образом, являясь учредителем этой организации и её членом, автоматически должна была покинуть Содружество в 1993 году. Но этого не произошло. С другой стороны, Украина продолжала принимать участие в международных мероприятиях СНГ, пользоваться всеми возможными преференциям членства в этой организации, а её президенты Леонид Кучма (в 2003-2004 годах) и Виктор Янукович (в 2014 году, до его отстранения от должности) были председателями Совета глав государств СНГ.

В 2014 году возвращение Крыма привело к эскалации отношений России и Украины. В марте Совет национальной безопасности и обороны Украины объявил о решении «не только прекратить председательство в СНГ, но и начать процесс выхода из СНГ». Однако никаких практических действий предпринято не было. В ноябре 2014 года в Верховной раде лишь был зарегистрирован соответствующий законопроект. В результате решение СНБО было введено в действие указом президента Украины Петра Порошенко только в мае 2018 года. Несмотря на это и даже на факт закрытия представительства Украины при СНГ, по мнению руководящих органов Сообщества, она всё ещё продолжает оставаться членом СНГ, так как процедура выхода даже не была начата.

Хотя СНГ продолжает свою деятельность, а его структуры (преимущественно Экономический совет) выпускают разнообразные документы, сейчас СНГ сохраняется, скорее, как дань традиции.

Союзное государство России и Белоруссии

Пожалуй, единственным государством СНГ, которое сразу после распада СССР добровольно шло на сближение с Россией, стала Белоруссия. Этот процесс начался в 1994 году, когда президентом страны был избран Александр Лукашенко. Прежние власти были настроены националистически и в целом повторяли политику Украины – отдаление от России, ориентир на союз с США и Европой. Но Лукашенко, играя на воспоминаниях избирателей о советском прошлом как эпохе стабильности, сделал тему интеграции с Россией одной из важнейших в своей программе.

Реализация обещанного избирателям пошла быстрыми темпами. Уже в феврале 1995 года был заключён Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, затем последовал Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии (апрель 1996 года), Договор о Союзе Беларуси и России (апрель 1997 года), Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России (декабрь 1998 года). Тогда же подписали ещё два важных документа: Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования государств-союзников.

И, наконец, 8 декабря 1999 года президенты Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали Договор о создании Союзного государства.

Начало объединения сопровождал символический акт. 26 мая 1995 года на автотрассе Брест – Москва президент Белоруссии Александр Лукашенко и российский премьер Виктор Черномырдин сначала демонтировали столб, а затем убрали шлагбаум, мешавший свободному проезду автомобилей. Когда в 1999 году был подписан договор о создании Союзного государства, многие и в России, и в Белоруссии ждали решительных действий по объединению, но на деле оказалось, что отношения между странами остались без особых изменений. Хотя в договоре было сказано, что два независимых государства объединятся в единое Союзное государство, модель объединения так и не была определена. После 1999 года интеграционные процессы стали тормозиться и пребывали в замороженном состоянии до 2018 года.

Со стороны Белоруссии причиной торможения назывался отказ России допустить свободную конкуренцию белорусских товаров на российском рынке, для чего требовалось снизить цены на поставляемые в Белоруссию энергоносители до средних по России.

Реальная политическая интеграция фактически была заморожена, поскольку Белоруссия оказалась не готова передать часть своего суверенитета Союзному государству. В результате дальнейшее углубление интеграционных процессов между странами на долгие годы было поставлено на паузу.

Размораживание интеграции началось в конце 2018 года. В сентябре 2021 года в Минске на заседании Совета министров Союзного государства России и Белоруссии российский и белорусский премьеры подписали 28 так называемых союзных программ и «Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы».

Предлагаемые изменения крайне масштабны. Вот основные из них:

В финансах:

– синхронизация стратегического управления макроэкономикой;

– унификация денежно-кредитной политики;

– унификация правил открытия банковских счетов и проведения валютных операций.

В торговле:

– введение общих принципов налогообложения;

– интеграция контролирующих информационных систем.

В транспорте:

– интеграция информационных систем транспортного контроля;

– унификация транспортного рынка, в том числе законодательной базы.

В энергетике:

– создание объединённых газового рынка, рынка нефти и нефтепродуктов, рынка электроэнергии;

– унификация законодательной базы в части функционирования атомной энергетики.

По прочим вопросам:

– развитие совместных производств и единая промышленная политика;

– установление единых правил госзакупок;

– унификация торговли;

– отмена роуминга, единый рынок связи и информатизации;

– унификация бухгалтерского учёта;

– единая политика в сфере социального и пенсионного обеспечения, трудовых отношений, туризма.

Можно ожидать, что реализация этого плана приведёт к созданию структуры гораздо более тесно связанной, чем Европейский союз, и приближающуюся по формальным признакам к федеративному государству. За первый год, как сообщает «Российская газета», из задуманного удалось выполнить примерно половину.

С началом спецоперации на Украине поддержка российской политики со стороны Минска стала значительно более заметной. Было принято решение о размещении в Белоруссии российского воинского контингента, который сейчас оказывает давление на Киев.

Договор о коллективной безопасности

Распад СССР привёл к появлению множества новых государств. В некоторых из них имелись серьёзные внутренние проблемы, доходящие до вооружённых столкновений. Армии большей части стран СНГ (кроме России, Украины и Белоруссии) были малочисленны, плохо подготовлены и вооружены, имели недостаточно национальных командных кадров. Некоторые государства имели пограничные споры разной степени интенсивности. В некоторых республиках активно действовали сепаратисты или антиправительственные группировки. Всё это порождало риски и заставляло руководство новых республик задуматься о мерах коллективной безопасности.

В мае 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте Договор о коллективной безопасности (ДКБ), иначе называемый Ташкентский пакт. В сентябре 1993 года к участникам договора присоединись Грузия и Азербайджан, в декабре – Белоруссия. Текст документа предусматривал, что участники ДКБ «не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства – участника». Конкретные меры безопасности сводились лишь к консультациям.

Организационно и административно ДКБ был связан со структурами СНГ. И точно так же, как в Содружестве, породил множество документов, описывающих пожелания, которые не были реализованы. «Совместное военное строительство существовало только на бумаге, а в ДКБ не были созданы даже единые штабные структуры. Договор не стал совместным инструментом реагирования на ситуацию в Афганистане. Объединённая система ПВО существовала в усечённом виде, не охватывая Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Остались на бумаге и планы создать единое пограничное пространство, управляемое тремя региональными командованиями. В рамках ДКБ противоречия между странами-участницами зачастую носили более острый характер, чем между членами альянса и потенциальными внешними противниками. Армения и Азербайджан фактически находились в состоянии войны из-за Нагорного Карабаха. Грузия всё более враждебно воспринимала миротворческую операцию СНГ (фактически – российскую миротворческую операцию) в Абхазии и поддержку, оказываемую Россией Абхазии и Южной Осетии. Узбекистан выражал недовольство российской политикой в Таджикистане» (Троицкий Е.Ф., Зиновьев В.П. Организация Договора о коллективной безопасности: становление, эволюция и кризис военно-политического союза // Русин. 2018. №4 (54)).

Договор был ратифицирован и вступил в действие в 1994 году. Но в 1999 году только Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан продлили действие договора.

Будущие «неподписанты» (Азербайджан, Грузия, Украина) ещё в 1997 году образовали союз ГУАМ, имеющий явно антироссийский характер. К союзу тогда присоединилась Молдавия, находящаяся под влиянием США и ЕС, а в 1999 году в союз вступил Узбекистан, после чего он начал называться ГУУАМ. Тогда же главы государств уже ГУУАМ приняли Вашингтонскую декларацию, обозначавшую целью союза интеграцию в европейские и евроатлантические структуры. Впрочем, ГУУАМ оказался нестабилен и недолговечен. В 2002 году Узбекистан прекратил участие в его мероприятиях, а в 2005-м официально вышел из организации. Хотя встречи глав союза продолжают проводиться, никаких реальных действий уже давно не производится, а планы подготовки к созданию зоны свободной торговли так и не были реализованы.

Трансформация в ОДКБ

Рубеж веков продемонстрировал, что военные угрозы республикам бывшего СССР не исчезли. В 1999 году в Киргизию вторглись бандформирования радикальной части исламских экстремистов. В 2000 году вооружённые столкновения продолжились в Киргизии и Узбекистане. В соседнем Афганистане режим «Талибана» (организация, запрещённая в России) опирался на террор и наркоторговлю, что также не прибавляло стабильности региону. После вторжения США в Афганистан в 2001 году деятельность ДКБ стала меняться. Российское руководство предложило переформатировать Ташкентский пакт в международную организацию по обеспечению безопасности.

В мае 2002 года на встрече глав государств ДКБ было заявлено о намерении создать на базе договора международную организацию. В октябре был подписан Устав ОДКБ. Устав определил цели ОДКБ как «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности» и «защиту на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов». В документе закреплён принцип обязательности исполнения решений, принятых в рамках ОДКБ. Страны-члены обязались согласовывать «внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности» и принимать меры по «гармонизации национального законодательства по вопросам обороны, военного строительства и безопасности». Устав оговаривает необходимость консультаций с союзниками при принятии странами ОДКБ решений о «размещении на своих территориях группировок войск (сил), объектов военной инфраструктуры» государств, не входящих в организацию.

Если в 1990-е годы деятельность ДКБ была сосредоточена на сохранении остаточной военной инфраструктуры бывшего СССР, спасении того общего, что можно было спасти, и создании новых форм для военно-политического взаимодействия хотя бы части стран СНГ, то начиная с 2002 года ОДКБ получила новую, гораздо более масштабную и протяжённую во времени задачу: сохранение стабильности и суверенитета государств – членов договора. Важной частью обеспечения коллективной безопасности стало создание единых систем ПВО и ПРО ОДКБ.

В 2006 году в ОДКБ снова вступил, а 2012 году опять вышел Узбекистан. Такие колебания связаны с многовекторной политикой, которую в то время проводило узбекское руководство, нежеланием связывать страну военным союзом. В Узбекистане заявляли, что в случае возникновения серьёзной внешней угрозы страна выберет не ОДКБ, а обратится за помощью к России в рамках союзнических отношений.

Ещё до преобразования ДКБ в ОДКБ, на совещании 2001 года в Ереване было принято решение о создании военной структуры. К 2009 году организационные вопросы были решены, и страны – участники ОДКБ подписали соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). В числе основных целей создания КСОР декларировались укрепление безопасности стран ОДКБ на фоне существующих и потенциальных угроз, включая терроризм, экстремизм и наркотрафик, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обеспечение эффективного участия ОДКБ в поддержании международного мира и безопасности.

В силу специфики поставленных перед КСОР задач, в их состав вошли: мобильные соединения и воинские части постоянной готовности вооружённых сил государств – членов ОДКБ, укомплектованные по полному штату, оснащённые современным и совместимым вооружением, военной (специальной) техникой; формирования сил специального назначения из числа специальных подразделений органов внутренних дел (полиции), органов безопасности и специальных служб, а также уполномоченных органов в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Общая численность – около 20 тысяч человек. Основной вклад в КСОР вносит Россия, следующие по численности контингенты предоставляют Белоруссия и Казахстан. Также в ОДКБ были созданы Миротворческие силы, отдельные силы быстрого развертывания для региона Центральной Азии и коллективные авиационные силы ОДКБ. С 2009 года регулярно проводятся учения КСОР.

В 2022 году структуры ОДКБ прошли серьёзную проверку на прочность. Массовые беспорядки в Казахстане, начавшиеся в январе 2022 года после внезапного и резкого повышения цен на газ, привели к частичной потере контроля властей над ситуацией в стране. Протестующие захватили правительственные здания в Алма-Ате, несколько областных центров оказались под контролем протестующих. Вечером 5 января президент Казахстана Касым-Жомрат Токаев обратился в ОДКБ с просьбой о помощи. В ночь на 6 января премьер-министр Армении Никол Пашинян, занимающий должность председателя Совета коллективной безопасности ОДКБ, заявил, что в Казахстан будут направлены миротворческие силы. Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась отмечал: «Основанием для направления в Республику Казахстан коллективных миротворческих сил ОДКБ являются статьи вторая и четвертая Договора о коллективной безопасности, Соглашение о миротворческой деятельности и, безусловно, обращение президента Казахстана Касым-Жомарта Кемелевича Токаева об оказании военной помощи».

Январь 2022 года, Казахстан. Миротворцам ОДКБ пришлось усмирять бандитов и мародеров

В операции приняли участие 2030 человек и 250 единиц техники. 7 января силы ОДКБ взяли под контроль аэропорт Алма-Аты, миротворцы использовались для стабилизации обстановки в городе и области. 11 января президент Токаев сообщил, что операция завершилась, порядок восстановлен, войска могут быть выведены (что и произошло несколькими днями позже). Стоит отметить высокую эффективность действий сил ОДКБ, скорость принятия решений и развёртывания. Роль миротворческих сил в подавлении беспорядков оказалась ключевой: «Эффект от миротворцев превзошёл все ожидания – казахские силовики, почувствовав поддержку союзников, принялись методично зачищать населённые пункты от мародёров и бандитов», писало по этому поводу РИА «Новости».

Евразийский экономический союз

В марте 1992 года правительства всех стран СНГ, кроме Украины, подписали в Москве Соглашение о принципах таможенной политики, предусматривавшее создание Таможенного союза. Но тогда подобное решение было слишком поспешным и никаких конкретных мер принято не было. В сентябре 1993 года Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан заключили на десять лет Договор об экономическом союзе, предполагавший поэтапное создание в рамках всего СНГ зоны свободной торговли, Таможенного союза, общего рынка товаров, капиталов и рабочей силы. Позднее к договору присоединились Грузия и Туркмения в качестве полноправных членов, а Украина – в качестве ассоциированного члена. Но договор носил рамочный характер и фактически выполнен не был.

В апреле 1994 года было подписано развёрнутое соглашение о создании зоны свободной торговли как первого этапа формирования Экономического союза. Но странам СНГ никак не получалось договориться, так что и этот договор остался без последствий.

К середине 1990-х годов стало ясно, что интеграционные процессы в СНГ работают слабо, и чтобы создать эффективную международную экономическую структуру, её придётся организовывать заново. В марте 1994 года президент Казахстана Назарбаев выступил в МГУ с речью, в которой предложил создать Евразийский союз, заявив: «Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики». Идея подобного сообщества опиралась на интеграционные достижения Европейского союза, который начал свою деятельность с создания общего рынка угля и стали.

Первый шаг к объединению был сделан, когда в 1995 году руководители России, Белоруссии, Казахстана, а позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана подписали первый договор о создании Таможенного союза. Который, впрочем, опять не привел ни к каким практическим результатам. Лишь в октябре 2000 года на встрече в Астане главами России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Киргизии был подписан договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В отличие от предыдущих соглашений, этот договор не был пустой декларацией и отличался формированием конкретных механизмов интеграции, в основе которых лежали Таможенный союз и общий рынок.

В октябре 2007 года в Душанбе прошла встреча глав государств ЕврАзЭС, на которой была принята концепция Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. План действий по формированию Таможенного союза был рассчитан на три года. Также было принято решение о формировании управляющего органа – комиссии Таможенного союза. Фактическое формирование Таможенного союза произошло в 2009 году после создания нормативной базы для его функционирования: были подписаны десятки международных договоров, касающихся как таможенно-тарифного, так и нетарифного регулирования, а также различных ограничений на импорт из третьих стран. Таким образом, единое экономическое пространство, призванное обеспечить свободы движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы, обрело необходимую правовую базу. В 2012 году странами ЕврАзЭС были заключены соглашения о согласованной макроэкономической политике, принципах конкуренции, гармонизации финансовых законодательств. Тогда же было принято решение о создании Евразийской экономической комиссии в качестве наднационального управляющего органа, регулирующего интеграционные процессы.


В мае 2014 года ЕврАзЭС перешёл на новый уровень развития – был преобразован в Евразийский союз (ЕАЭС). Теперь страны-участницы должны были не только обеспечить общий рынок товаров, услуг и рабочей силы, но и проводить согласованную экономическую политику. В 2015 году ряды союза пополнились Киргизией и Арменией. Создание экономического союза вызвало большой интерес в мире. Молдавия, Узбекистан и Куба получили в ЕАЭС статус стран-наблюдателей, в зону свободной торговли ЕАЭС вошли Вьетнам, Сингапур, Сербия и Иран. В стадии переговоров об участии в союзе находятся Израиль, Китай, Индия, Египет, Таиланд и Монголия. В качестве управляющих органов союза функционируют Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия и Суд ЕАЭС.

Президент России Владимир Путин пояснял, почему процессы интеграции на постсоветском пространстве сдвинулись с мёртвой точки: «Преодолевая какие-то фобии прошлого, преодолевая страхи по поводу возрождения Советского Союза и советской империи, все-таки понимание того, что объединение усилий [идёт] на пользу всем, пробивает себе дорогу неизбежно». Он назвал огромными преимуществами постсоветских стран общий язык межнационального общения – русский, общую инфраструктуру транспорта, энергетики и связи. Российский лидер подчеркивал, что Евразийский экономический союз является ключевым интеграционным проектом для нашей страны: «Последовательное продвижение интеграции уже приносит странам-участницам реальную отдачу, стимулирует экономический рост, содействует повышению благосостояния граждан. Такие достижения нужно использовать, чтобы вовлекать в организацию, в орбиту ЕврАзЕС новых членов и партнёров».

ЕАЭС сейчас является одним из самых успешных интеграционных проектов. Но его деятельность продолжается пока только девять лет. Поэтому ответ на вопрос, удастся ли ЕАЭС стать стабильно развивающимся интеграционным союзом, оказаться центром притяжения для соседних государств, будет неизбежно связан с тем, насколько быстрым станет экономическое развитие его участников, насколько процессы интеграции повлияют на решение внутренних экономических проблем и укрепят экономические (а в итоге и политические) связи внутри ЕАЭС.

..............