Как цифра изменила российское государство

2000-2020 годы стали эпохой информационных технологий, которые значительно изменили жизнь каждого россиянина. Цифровизация стала главным направлением развития везде, от производства товаров до оказания услуг. В значительной мере это затронуло и государство. Реализация идеи «цифрового государства», перевод государственных функций в электронную форму радикально улучшили взаимодействие государственных структур с гражданами.

Цифровая трансформация в России началась в двухтысячные годы – вначале осторожно, с опорой на мировой опыт, с целым рядом затруднений, связанных с начальным отставанием нашей страны в области информационных технологий (ИТ). После первых успехов, доказавших эффективность политики цифровизации, государство стало действовать в электронной среде все более активно. В итоге Россия к началу 2020-х годов превратилась в одного из мировых лидеров построения цифрового государства.

Начнем с терминологии. Концепция цифрового государства имеет множество определений, но наиболее точное, на наш взгляд, было дано в документах платформы Digital Austria, которая координирует работу правительства Австрии, региональных властей и муниципалитетов в ходе цифровой трансформации государства. Речь идет о нескольких направлениях работы:

  • информационное — обеспечение общего доступа к информации от госструктур;

  • коммуникационное — обеспечение обмена информацией с государством;

  • транзакционное — реализация госуслуг и электронного документооборота;

  • персонализация — фильтр полезной информации по задачам граждан (донесение до пользователя именно той информации, которая требуется именно ему).

Электронное правительство является частью цифрового государства и отвечает за взаимодействие государственных структур друг с другом, с гражданами страны, со сторонними организациями в электронном формате при минимизации личного общения. Государственные (и муниципальные) услуги — это результат деятельности государственных (муниципальных) органов при осуществлении функций, установленных законодательством и осуществляемая по заявке гражданина России.

Столетиями процесс взаимодействия гражданина и государственного механизма проходил лишь в форме личного общения, сопровождался собором множества бумаг и необходимостью добиваться приема у чиновника, отвечавшего за интересующий гражданина вопрос. О том, что это порождает множество проблем, неудобств и создает коррупционные риски, говорилось давно. Но до тех пор, пока не появились современные информационные технологии, решить эту задачу было невозможно.

Социальные изменения, которые влечет за собой появление цифрового государства, заключаются в обеспечении нового качества государственного управления. Бюрократические системы преобразуются, становятся более прозрачными и управляемыми. Увеличивается эффективность информационного обмена, сопровождающего принятие управленческих решений, появляется обратная связь между чиновником и гражданином. Эти перемены были очевидны уже на стадии оформления первых идей цифрового государства, отчего данная концепция была воспринята во всем мире с большим энтузиазмом и вскоре началось ее внедрение в практику.

Информатизация государства: первые шаги

Несмотря на то, что идея «цифрового государства» зародилась на Западе, труды отечественных ученых лежали у самых истоков цифровизации. Еще в 1956 году советский ученый Анатолий Китов опубликовал книгу «Электронные цифровые машины», переведенную вскоре на множество языков, в которой писал: «…не менее важной областью применения электронных вычислительных машин, помимо трудоемких математических вычислений, является использование этих машин в качестве управляющих устройств в различных системах автоматического управления». Но главным делом жизни Китова, увы, не доведенным до практического воплощения, можно считать разработку плана создания компьютерной сети (Единой государственной сети вычислительных центров – ЕГСВЦ) для управления народным хозяйством и одновременно для решения военных задач. Этот план ученый предложил сразу в высшую инстанцию, направив в январе 1959 года письмо генсеку КПСС Никите Хрущеву. Не получив ответа (хотя начинание на словах было поддержано в различных кругах), осенью того же года он направляет 200-страничный детальный проект, получивший название «Красной книги». Последствия такой настойчивости были катастрофическими – Китова исключили из партии и уволили без права занимать руководящие должности.

Второй попыткой цифровизации еще советского государства стала разработка ОГАС (Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации) академиком Виктором Глушковым. Этот проект развивался с середины 1960-х годов до 1982 года. Однако, к сожалению, он так и не перешел от стадии экспериментов к началу практического воплощения. Он пал жертвой политической борьбы в советском руководстве. Все дело в том, что партийные лидеры не могли допустить, чтобы какие-то электронные системы независимо и объективно контролировали эффективность их работы. Как сейчас полагают исследователи, «разработка проекта ОГАС подтолкнула планы США по созданию сети вычислительных центров. Учитывая успехи советских ученых, американцы были вынуждены вкладывать крупные средства из бюджета в развитие информатики как науки и в отдельные проекты. Особенно четко эта линия прослеживается с 1980-х годов, когда США проводят трансформацию вооруженных сил и адаптируют их к новым вызовам и угрозам, активно интегрируя киберкомпонент». (Батуева Е.В. К определению национальной киберстратегии // Международные процессы. 2014. Т. 12. № 36–37. С. 117–127)

В 1960-е годы исследования по вопросам электронного управления государственными функциями начинает успешно развиваться в США и Западной Европе. В начале 1970-х в Калифорнийском университете в Ирвайн была образована одна из первых крупных исследовательских групп по вопросам внедрения автоматизированных систем управления в муниципальные и государственные учреждения. Она называлась URBIS (Urban Information Systems), а ученые, которые входили в эту группу, считаются одними из первых теоретиков в области цифрового государства. В это время появились и первые европейские исследовательские группы. Здесь в лидеры вырвались Германия и Австрия, другие ведущие страны Европы присоединились к ним только в 1980-е.

В конце 1960-х годов несколько американских университетов по заказу правительства США занимались изучением перспектив применения компьютеров в сфере обороны. В этой деятельности использовались незначительные по современным меркам мощности электронных систем. В связи с этим ограничением «исследовательские группы начали изучать способы обмена электронными данными между собой. Первая сеть соединяла исследователей из четырех университетов и была завершена в 1969 году, образуя первую в истории коммуникационную сеть, в итоге эволюционировавшую в Интернет. В 70-х годах XX века сеть выросла до таких масштабов, что смогла охватить более сотни исследовательских, государственных и научных сайтов. … Но со временем появилась необходимость поиска коммуникаций между различными типами компьютеров. Например, в 1974 году появился стандарт «Протокол управления передачей/межсетевой протокол», который позволял обрабатывать и перемещать данные по сформировавшейся «сети сетей». Это нововведение обеспечило возможность объединять устройства, сильно отличающиеся по техническим характеристикам и параметрам, что в свою очередь позволило реализовать международную коммуникацию в будущем». (Никитенкова М.А. Использование информационных технологий и ресурсов глобальной сети интернет (Опыт США) // Теория и практика общественнонаучной информации. 2002. № 17. С. 92–110) Так появился интернет, вначале межрегиональная, а затем глобальная сеть обмена информацией, на основе которой ныне реализуются идеи цифрового государства.

«Электронное правительство»: от идеи до реализации

Современное применение информационных технологий в работе государства связано с зарождением концепции «электронного правительства». Этот термин появился в 1990-х годах в США и распространился по всему миру как описание использования интернет-технологий в управлении государством. Активное внедрение электронного правительства в государственные структуры США начинают при президенте Билли Клинтоне. В 2000 году появляется сайт FirstGov, который Клинтон охарактеризовал так: «Доступ к правительственной информации 24 часа в сутки, семь дней в неделю и 365 дней в году».

Создание основ цифрового государства и электронного правительства позволило Соединенным штатам вырваться в лидеры мировой цифровизации. В Европе самых значительных успехов в этой деятельности достигла Эстония, где не только большую часть услуг можно получать в электронной форме, но и с 2005 года реализована система электронного голосования через сети интернет.

Развитие цифровизации в России долгое время тормозилось по причине слабого распространения сети интернет, связанного прежде всего со значительными масштабами нашей страны, а также неравномерностью плотности населения. Именно этим можно в значительной мере объяснить наше опоздание в гонке за создание цифрового государства. Ведь если у услуги нет потребителей, то нет никакого смысла ее развивать. Однако в итоге это препятствие было преодолено. Период 2000-2010 годов стал временем стремительного роста числа пользователей интернет в России. За десять лет произошел рост на 1826%. В сентябре 2011 года Россия обогнала Германию по числу интернет-пользователей и впервые заняла первое место в Европе. Отечественные сайты и информационные сервисы стали выходить на мировой рынок и успешно конкурировать с такими гигантами, как Google или Apple. Темпы развития телекоммуникаций в нашей стране демонстрировали показатели, превышающие показатели развитых стран Запада, что было зримым примером успехов реформ, проводимых в России. Уже к 2012 году более 40% российских семей имели стабильный и быстрый доступ к интернет. Этот рост позволило начать развивать электронные государственные сервисы, поскольку в России появился потребитель услуг цифрового государства.

Концепция государственной информационной политики: 1998 год

Развитие технологий «электронного правительства» в России берет начало с момента, когда в 1998 году была принята «Концепция государственной информационной политики РФ» (ГИП). В ней отмечалось: «В сфере государственного управления реализация ГИП открывает возможности перехода к новому качеству управления за счет обеспечения всех субъектов системы управления своевременной, полной и достоверной информацией на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий и технологий связи». В качестве основных направлений развития России в Концепции 1998 года были определены следующие:

  • реформирование производства информации, основанном на качественном управлении этим процессом;

  • формирование личных и социальных потребностей граждан РФ в получении информации через активное использование телекоммуникаций;

  • информационная открытость органов государственной власти.

(Яцкин А.В. Нормативно-правовое обеспечение предоставления государственных услуг // Юридическая мысль. 2016. № 6. С. 32) Стоит отметить, что все эти направления оказались обозначены совершенно верно и более того, в последующие два десятилетия они были полностью реализованы.

Подписанная в Японии в 2000 году лидерами «Большой восьмерки» (G8) Окинавская Хартия глобального информационного общества говорила о процессе построения информационного общества, электронного правительства с целью улучшения качества жизни граждан и стимулирования экономики стран «Большой восьмерки». Россия, являвшаяся участником этой структуры, также включилась в процессы развития информационного общества. По оценкам специалистов, на момент подписания Хартии Россия находилась в двойственной ситуации. С одной стороны, информационная индустрия (ИТ, телекоммуникации, контент-индустрия) начинает играть важную роль в экономике и политике страны, а с другой, стороны в стране не хватает движущих сил развития ИКТ, транснациональных производителей информационно-коммуникационных продуктов, услуг и решений, которые заставляли остальные правительства G8 настаивать на приоритетном развитии и использовании ИКТ. В целом, Россия по уровню развития ИКТ-инфрастуктуры в эти годы находилась ближе к развивающимся странам, чем к другим участникам G8.

Мощный импульс развитию цифрового государства был придан государственным органам после прихода к власти президента РФ Владимира Путина. Хаотичная система управления страной, установившаяся в 1990-е годы, стала понемногу принимать более четкие формы. Начался стабильный экономический рост, что позволило правительству вкладывать в информатизацию значительные бюджетные средства.

Стартовой точкой для начала создания электронного правительства стала административная реформа, начавшаяся в 2004 году. А это означало возможность и необходимость использования электронных средств взаимодействия граждан и государства на основе формализованных административных процедур, за точным исполнением которых следит информационная система. Без создания электронного государства эффективная административная реформа была невозможна.

Важно отметить, что у электронных сервисов государственных услуг, после проведения первого этапа административной реформы, появился заказчик. Государственные структуры были заинтересованы в электронном правительстве, чтобы оказывать услуги лучше, ведь создание контроля качества оказания госуслуг стало одним из последствий проведения реформы.

ФЦП «Электронная Россия»: 2002 год

В 2002 году была принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы). Фактически программа была разработана и принята для того, чтобы догнать развитые страны, которые на тот момент опережали РФ в развитии инфраструктуры ИТ. Поначалу именно это стало камнем преткновения. Реализация программы осложнялась неразвитостью системы доступа в интернет даже среди чиновников. Ситуация отражалось в индексах готовности к цифровому государству — в течение десяти лет России не удавалось продвинуться дальше 50-го места. Но уже в 2003 году Минкомсвязи РФ совместно с исполнительными властями субъектов РФ начали реализацию проектов по региональной информатизации управленческих структур. Хотя процесс осложнялся отсутствием опыта внедрения подобных проектов. (Киселев А. С. История зарождения и формирования идеи электронного управления государственными делами в России и за рубежом: сравнительно-правовой аспект // Вестник Саратовской государственной юридической академии. №4 (117). 2017. С. 43) Результатом стало быстрое, всего в течение нескольких лет, внедрение систем электронного документооборота.

Впрочем, тут обнаружилась проблема – из-за отсутствия единого решения для государственных и муниципальных органов, субъекты федерации и отдельные муниципальные образования внедряли различные системы, из-за чего оказалось сложно наладить обмен документами даже в пределах одного региона, а интеграция множества информационных систем от разных производителей стала сложной и дорогостоящей задачей.

Хотя первым «клиентом» «Электронной России» стало государство, а не общество, это был необходимый этап, во время которого произошло создание условий, чтобы электронные сервисы стали реальностью, в том числе для исполнителей в государственных органах. В 2006 году в разработанной Министерством экономического развития и торговли Концепции интеграции административной реформы и ФЦП «Электронная Россия», констатировалось, что «на данный момент созданы концептуальные основы «электронного государства» и происходит переход к реализационным проектам – разработке соответствующего законодательства и созданию технической инфраструктуры».

Большим достижением в информатизации государственных структур стал ввод в эксплуатацию в 2006 году портала zakupki.gov.ru, ставшего единым центром управления государственными закупками, осуществляемыми в соответствии с требованиями федерального законодательства. Этот портал упростил работу как чиновников, отвечающих за закупки, так и поставщиков товаров и услуг, способствовал снижению коррупционных рисков, открытости процесса государственных закупок.

В 2008 году была утверждена Стратегия развития информационного общества в России. В этом документе задачи реализации ФЦП уточнялись. Особенно интересными были следующие пункты, непосредственно касающиеся цифрового государства:

  • обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;

  • интеграция государственных информационных систем и ресурсов;

  • увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде;

  • совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;

  • совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.

Это означало, что этап обеспечения технических основ цифровизации был в целом пройден и перед государством встали задачи воспользоваться этим и приступить к оказанию электронных госуслуг. После чего процесс перевода государственных услуг в электронную форму пошел очень быстрыми темпами.

Создание сети МФЦ

Когда началась административная реформа, одной из важнейших проблем взаимодействия власти и граждан была необходимость для решения одного вопроса обращаться в различные учреждения, собирать справки, записываться на прием к чиновникам. Это отнимало много времени и сил и порождало естественное недовольство граждан. Тогда в соответствии с мировым опытом была предложена концепция создания многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг (МФЦ), в которых получение любой услуги осуществляется по принципу «одного окна», а все межведомственное взаимодействие становится задачей самого МФЦ. С 2007 года МФЦ стали создаваться в регионах России. На 1 декабря 2008 года прием посетителей в тестовом или уже полностью рабочем режиме осуществляли 25 МФЦ в 16 субъектах Российской Федерации. Общий перечень услуг, оказывавшихся на базе МФЦ, включил 60 федеральных, 231 региональную и 58 муниципальных услуг.


В 2013 году по инициативе Минэкономразвития для повышения узнаваемости системы оказания госуслуг был начат ребрендинг МФЦ, в результате которого появился товарный знак и фирменный стиль «Мои документы», используя которые государственные услуга оказываются с 2014 года. Для автоматизации рабочих процессов центров «Мои документы» используется информационная система «МФЦ Дело». Как пример – в 2021 году в МФЦ Пермского края начали использовать умный сканер российской компании Promobot. За полгода работы устройство проанализировано более 3 тыс. документов и сэкономило сотрудникам МФЦ порядка 30 часов работы.

Несмотря на то, что все больше государственных услуг оказываются в электронном виде, сеть учреждений «Мои документы» пользуется очень большим спросом среди граждан РФ, а объем оказываемых там услуг постоянно расширяется. Среди последних услуг – печать на бумажном носителе сертификата с QR-кодом о профилактических прививках против COVID-19 и перенесенном заболевании. В конце февраля 2021 года сотрудники центров госуслуг «Мои документы» в Москве начали предоставлять консультации жителям по видеосвязи.

Портал «Госуслуги»

В 2009 году исполнителем «цифровой» ФЦП стала компания «Ростелеком», выбор столь крупной и располагающей всей необходимой инфраструктурой организации привел к ускорению работ по реализации программы. 25 ноября 2009 года заработал портал Госуслуги, в 2010 году на портале уже оказывалось 49 госуслуг, причем среди них были такие востребованные, как информирование о нарушениях ПДД, подача налоговых деклараций и оформление загранпаспорта. Портал постоянно растет и развивается. На начало 2022 года на портале было зарегистрировано 93 млн российских граждан. На сентябрь 2022 года самыми удобными и качественными услугами, предоставляемыми через портал Госуслуг, по оценкам пользователей, стали:

  • Продление разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;

  • Регистрация нового транспортного средства, ранее не зарегистрированного в ГИБДД;

  • Замена водительского удостоверения при смене данных владельца, утрате или непригодности.

    В 2020 году вышло исследование ООН «Электронное правительство». В нем отмечается, что Россия вошла в число стран с показателем уровня развития электронного правительства «очень высокий» и таким образом из числа стран-аутсайдеров, к которым она относилась к моменту начала реализации государственных проектов цифровизации, вошла в число мировых лидеров.

В сфере телекоммуникаций также произошел настоящий прорыв. Согласно данным кредитного агентства НКР на сентябрь 2021 года, по доступности и качеству интернет-услуг РФ занимает 9 место в мире. «В 2021 г. в секторе ИКТ сохранился тренд предыдущих лет по повышению темпов роста валовой добавленной стоимости (ВДС). Ее объем в реальном выражении вырос за год на 10,8% (против +6,9% в 2020 г. и +5,7% в 2019 г.) и достиг 3,7 трлн руб. (3,2% ВВП). Как и ранее, сектор развивался более высокими темпами, чем большинство отраслей экономики», говорится в исследовании НИУ ВШЭ.

Программа «Информационное общество», 2010 год

Осенью 2010 года правительство РФ одобрило программу «Информационное общество», рассчитанную на 2011-2020 годы. Данная программа стала следующим шагом в развитии информационных технологий, цифрового государства. Планировалось модернизировать телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечить доступность телекоммуникационных услуг, в том числе на основных транспортных магистралях, создавать и развивать национальные интернет-ресурсы, предупреждать угрозы, возникающие в информационном обществе, бороться с цифровым неравенством, развивать государственные электронные сервисы и переводить архивные материалы в электронную форму. Как мы видим, поставленные задачи развивают положения, обозначенные в «Электронной России» и говорят о новых проблемах, с которыми сталкивается информационное общество: информационная безопасность, связанная со злонамеренным использованием информационных технологий и цифровое неравенство, как отсутствие доступа к интернет у части населения, а также необходимых знаний, позволяющих пользоваться ИТ и телекоммуникациями.

К 2020 году планировалось увеличить долю населения, пользующуюся электронными госуслугами, с 11% (показателя 2010 года) до 85%. Началась работа над государственной автоматизированной системой «Управление», предназначенной для анализа данных, поступающих в органы власти, и оценки эффективности работы властей. Задача эта оказалась очень сложной, аналогов ей в мире не существует. Можно сказать, что отчасти концепция ГАС «Управление» опирается на уже упоминавшиеся разработки А. Китова и В. Глушко.

За 2019-2021 годы доля активных пользователей интернет (выходящих в сеть чаще одного раза в три месяца) среди россиян в возрасте 15 лет и старше выросла с 77,5 до 83,4%. В возрастной группе 55-64 лет в 2021 году пользовались интернетом 81,1%, тогда как в 2019 году — 67,4%. А в группе 65-74 лет показатель вырос с 39,5 до 52,9%. К 2021 году количество пользователей интернета в России достигло, по данным Роскомнадзора, 124 млн человек.


Стратегии развития информационного общества

В 2017 году была утверждена «Стратегия развития информационного общества» на период с 2017 до 2030 годов. Это был уже второй такой документ, первую стратегию приняли в 2008 году и рассчитана ее реализация была на период до 2015 года. Она сыграла полезную роль в определении путей развития ИТ и цифровизации общества, но к 2017 году основные положения документа уже нуждались в корректировке, связанной со стремительными переменами, произошедшими в информационных технологиях за эти годы.

В новом документе, созданном на фоне нарастающего обострения отношений со странами Запада, был обозначен важный тезис: информационное общество может развиваться лишь при обеспечении «приоритета традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдении основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий». Также впервые в государственных документах такого уровня появились такие передовые для информационных технологий понятия как:

  • индустриальный интернет – концепция построения информационных и коммуникационных инфраструктур на основе подключения к информационно-телекоммуникационной сети интернет промышленных устройств, оборудования, датчиков, сенсоров, систем управления технологическими процессами, а также интеграции данных программно-аппаратных средств между собой без участия человека;

  • интернет вещей – концепция вычислительной сети, соединяющей вещи, оснащенные встроенными информационными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой без участия человека;

  • национальная электронная библиотека – федеральная государственная информационная система, представляющая собой совокупность документов и сведений в электронной форме (объекты исторического, научного и культурного достояния народов Российской Федерации), доступ к которым предоставляется с использованием интернета;

  • обработка больших объемов данных (Big Data) – совокупность подходов, инструментов и методов автоматической обработки структурированной и неструктурированной информации, поступающей из большого количества различных, в том числе разрозненных или слабосвязанных, источников информации, в объемах, которые невозможно обработать вручную за разумное время;

  • общество знаний – общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов России.

Национальный проект «Цифровая экономика»: 2019 год

В 2019 году президиум Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвердил национальный проект «Цифровая экономика» на период 2019-2024 годов. Задачи цифровизации повысили свой уровень с государственной программы до национального проекта. Это стало доказательством того, какое значение придают власти России развитию информационных технологий и построению информационного общества. Согласно проекту, затраты на развитие цифровой экономики по доле в ВВП страны должны вырасти не менее чем в четыре раза. А политическая ситуация, сложившаяся в мире к 2019 году, сделала чрезвычайно актуальным переход на отечественное программное обеспечение в органах государственной власти и местного самоуправления. Особенностью национального проекта стала его реализация через бизнес-практики, помогающие достичь явный экономический эффект, повысить производительность труда, уровень и качество управления.

Среди уже внедренных решений: телемедицина, позволяющая повысить доступность и качество медицинских услуг населению, цифровая образовательная платформа для школьников, повышающая качество подготовки к ЕГЭ, система оповещений при чрезвычайных ситуациях на базе мобильного приложения, цифровой социальный сервис в сфере ЖКХ, система архитектурного проектирования, разработки несущих конструкций, внутренних инженерных сетей и технологической части зданий и сооружений. По списку лишь части реализованных проектов хорошо виден самый широкий охват различных сфер экономики и общественной жизни.

Обращает внимание присутствие в национальном проекте направления «искусственный интеллект». Этой задачей ранее в России занимались слабо, но развитие робототехники и нейросетей выдвигают новые требования к системам искусственного интеллекта. Важно в этой сфере не зависеть от иностранных поставщиков решений, разрабатывать собственные системы. Особое внимание нацпроект уделяет подготовке кадров для ИТ. Ведь без качественной подготовки специалистов и наличия возможностей для их самореализации, прорыв в ИТ невозможен.

«Умный город» в России

Важным элементом проекта «Цифровая экономика» стал «Умный город» – город, в котором объединяются инженерная ИТ-инфраструктура, социальная, инженерная, ИТ-инфраструктура и бизнес-инфраструктура для использования коллективного интеллекта города. Это система для управления городской средой включает в свой состав информационные системы, отвечающие за водо- тепло- и энергоснабжение, управление отходами; системы для автоматизации работы городского транспорта, школ, больниц, библиотек, правоохранительных органов. Аналитики полагают, что дальнейшая урбанизация при сохранении и повышении качества жизни горожан, невозможна без внедрения «Умного города».

Современный город — большой социальный механизм, в котором одновременно работает множество элементов. Поскольку сложность такой системы очень высока, в ней происходят сбои, потеря ресурсов, падает качество работы отдельных элементов. Цифровая система мониторинга работы всех городских служб, в сочетании с информационными системами для трансформации рабочей среды, облегчения и повышения производительности труда призвана уменьшить эти проблемы или вовсе их избежать. В России уже несколько городов стали площадками для реализации концепции «Умного города». Среди лидеров – Москва, где многие городские службы и рабочие процессы уже приведены в цифровую форму.

ИТ-отрасль в условиях санкций: 2014-2022 годы

Начиная с 2014 года, после воссоединения Крыма с Россией, западные страны начали вводить против России серию экономических санкций. Однако опыт показал, что санкции работают неэффективно. «Сильный рост наблюдается в сегменте, занимающемся созданием компьютерных программ (он вырос до 66% IT-рынка в 2018 году). С 2013 по 2018 год выручка таких компаний увеличилась почти в три раза (до 1 трлн рублей) без учета инфляции, а с ее учетом – более чем на 74% накопленным итогом. Оборот, рассчитанный в долларах, также вырос за этот период – на 53% до $16,9 млрд, и превысил докризисный период ($11 млрд в 2013 году)». (Азнабаева Г.Р. Баженов О. В. Современное экономическое состояние российского рынка информационных технологий // Дискуссия. – 2018. – Вып. 89. – С. 38-44)

Темпы роста оборота ИТ-бизнеса, по данным Росстата, ускорились с 6% в 2019 году до 21% в 2020 году и до 39% по итогам первых трёх кварталов 2021 года, что значительно выше общероссийских показателей, пишет  «СПАРК-Интерфакс». Как заявлял глава Минцифры Максут Шадаев, налоговые выплаты IT-компаний по итогам 2021 года составили 80 млрд рублей, что на 20% выше показателей годом ранее. 

После начала Специальной военной операции на Украине в 2022 году западные санкции стали более жесткими. Запад не скрывал того факта, что они направлены на уничтожение российской экономики, на дестабилизацию внутренней ситуации в стране. Особенно сильный удар пришелся на сферу ИТ. Запад попытался ограничить иностранные инвестиции в российскую ИТ-отрасль, поставки многих критически важных программ, технологий и оборудования. Также весной 2022 года наблюдался отток ИТ-специалистов из России — по оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), после начала СВО Россию могли покинуть до 70 тысяч специалистов в данной области. Это были прежде всего сотрудники иностранных компаний, которым предложили покинуть Россию их зарубежные работодатели. «В связи с санкционными режимами у нас имел место отток ИТ-специалистов, причем существенный, в ряд стран», - признавали проблему в МВД РФ. Там же оценили число недостающих России ИТ-специалистов на июнь 2022 года – 170 тыс. человек.

Ответом на кадровый дефицит стала серия оперативных решений правительства России по поддержке отрасли и ее сотрудников. Меры поддержки были призваны не только стимулировать развитие отрасли, но и создать условия, благоприятные для привлечения и удержания в стране специалистов. С этой целью правительством решено предоставлять льготное кредитование, налоговые льготы, освобождение от проверок ИТ-компаний, государственные гранты на развитие перспективных проектов. Разработана система подготовки и повышения квалификации по профессиям, связанным с ИТ, приняты меры по стимулированию спроса. Для ИТ-специалистов была предложена льготная ипотека и отсрочка от призыва в Вооруженные силы. Аккредитация ИТ-компаний для получения помощи от государства теперь ведется в электронной форме. На портале «Госуслуги» создан специальный раздел, посвященный мерам поддержки ИТ. Среди наиболее значимых мер – снижение налога на прибыль до 0% и налога на социальное страхование до 7%.

В конце апреля специалисты начали фиксировать возвращение в страну ранее уехавших ИТ -специалистов. В Минцифры также отмечали, что кадровый костяк ИТ-отрасли остался в России.

Специалисты отрасли видят в происходящем не только кризис, но и открывшиеся возможности. Например, уход иностранных ИТ-компаний обещает ускорение импортозамещения в России. Ведь только за лицензии и поддержку российские компании платили зарубежным вендорам 200 млрд руб. в год. К тому же у России возникла необходимость своими силами решать масштабные цифровые задачи, что также привлекает в отрасль ИТ-специалистов.

***

Глядя недавнее прошлое, можно увидеть сколь большой путь прошла Россия на пути цифровизации за последние 20 лет.

В России сформировалась развитая ИТ-индустрия и ИТ-инфраструктура, имеются производители мирового уровня, отечественные программные решения конкурентоспособны на мировом рынке. Научный потенциал России – один из самых высоких в мире, именно наука является той базой, на которой появляются новые и перспективные разработки в ИТ-сфере. Системная поддержка отрасли со стороны государства также позволяет интенсивно наращивать цифровые возможности.


В России работают ИТ-компании мирового уровня: «Яндекс» - единственный в мире серьезный конкурент Google, Лаборатория Касперского» - крупнейший в мире разработчик антивирусного ПО, 1С – один из самых крупных разработчиков систем автоматизации предприятия, ABBYY (системы обработки информации и распознавания текстов), Paragon (системы защиты информации и резервного копирования), Promobot (робототехника). Россия обладает собственными процессорами, одной из трех глобальных альтернатив американской системы географического позиционирования GPS. В России (как ранее в Китае) началось внедрение собственных бесплатных операционных систем с открытым кодом.

Начав со слаборазвитой телекоммуникационной инфраструктуры, с низкой доступности интернета для рядового пользователя, полной монополии иностранных поставщиков технических и программных решений, сегодня мы живем в России – мировом лидере в области цифрового общества, с одной из лучших систем телекоммуникации, с доступной для человека любого достатка связью, передовыми информационными продуктами, в стране, где многие аспекты повседневной жизни приведены в удобный цифровой вид.  

..............